• Ср. Апр 24th, 2024

Андрей Хуснутдинов Столовая Гора

Автор:GameFoliant

Окт 4, 2013

Начать следует с того, что «Столовая Гора» — это набор штампов, как и всякое, наверное, повествование, в котором даже необязательно агент спецслужб, а любой герой оказывается в незнакомом, странном, враждебном городе (вместо запятых можно поставить «или»). Дело в том, как автор использует штампы, и вообще весь этот нуарный архетип. «Гора» — образец очень качественного постмодернистского произведения, где из старых деталей вырастает новая, объемная (настолько, что большая часть оказывается между строчек или вообще за пределами текста) и пугающая реальность.

Агент контрразведки Аякс прибывает в городок Столовая Гора. Вместо чертовски вкусного кофе здесь специфически пахнущая вода. Город выстроен над ныне не действующей золотой шахтой, и похоже, что у каждого местного жителя есть насчет нее собственная теория. Теории нет только у Аякса, он пытается действовать рационально — узнать, что случилось с его предшественником, агентом Хассельбладом, что перевозят в странном фургоне, что за секта ведет свои дела в как бы заброшенной шахте, что за фигура приходит к нему во снах. Вопросов у него много, но ответов со временем находится еще больше, и связать одно с другим просто не представляется возможным. Картина Столовой Горы оказывается шире рамы, через которую глядит Аякс. Здесь к месту отсылки к Кафке и Ницше, реальность странного города постепенно перерастает в беспокойное сновидение. И вот Аякса уже уместно сравнить с «блейдраннером» Декардом из «Электроовец» Филипа Дика, когда того пытаются задержать и «отправить в отставку» в качестве андроида.

Бездна под Столовой Горой искажает реальность, это не просто адский котел, а видоизменяющийся от человека к человеку архетип. В концовке, надо сказать — довольно обрывистой, Марк Аякс (или его доппельгангер), приняв местный аналог красной пилюли, выясняет природу города, а заодно и природу всего окружающего. Правда о том, что вокруг царит ад рептилий, оказывается, пожалуй, немного мелковатой для такого многослойного повествования. Возможно, потому что все мы и так смутно догадываемся о чем-то подобном.

«Столовая Гора» — выглядит европейским пришельцем, по странному стечению обстоятельств оказавшемуся на территории российского фантастического романа. Под погонями и стрельбой в ней чувствуется продолжение скорее западных литературных традиций, ее персонажи — хоть и унифицированные, но европейцы. Роман сильно напоминает «Хищные вещи века», однако только тем, как написан. Герой Стругацких сугубо положителен, всецело наполнен идеалами, по воле которых и действует, Аякс же скорее традиционная пешка в руках судьбы — вечный нуарный детектив, попавший не в то время не в то место и просто пытающийся делать свою работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *