• Ср. Апр 24th, 2024

Deus Ex Human Revolution непрошеная рецензия

Автор:lovewp

Окт 25, 2013

It’s for kids who like Deus… and Ex…

The New York Times

Во многом благодаря серии Deus Ex киберпанк, мутировавший до неузнаваемости в литературе и умерший, не приходя в сознание, в кино, все еще жив в видеоиграх, фактически — в своей первоначальной форме. Очень трудно понять, что же именно удалось ухватить создателям серии и что именно сделало ее уникальной. Корпоративный цинизм, пресловутый high tech, low life, черные плащи с солнцезащитными очками, импланты… Пожалуй, нет. Все несколько сложнее, эти вещи хоть и являются составными частями киберпанка, вовсе не являются его признаками.

Технологии в киберпанке, и это отличает его от других ответвлений фантастики, служат не только и не столько раскрытию авторского замысла. Технологии становятся метафорами, самой плотью текста. Как небо цвета экрана настроенного на пустой канал телевизора. Наверное, вы помните трейлер Deus Ex: Human Revolution с прошлогодней E3 — в нем Адам «Я об этом не просил» Дженсен предстает в образе Икара, чьи руки-крылья сгорают от солнечного жара. Этот сон, не вошедшая, к сожалению, в игру деталь, уже задавал определенный настрой.

Когда-то фантаст Филип Дик понял, что андроиды, на первый взгляд не отличимые от людей, могут быть отличной темой произведений, поднимающих вопрос человеческой самоидентификации. И хотя сам Дик, строго говоря, основателем киберпанка не являлся, Ридли Скотт сделал из его андроидов и электроовец едва ли не единственную жемчужину кино-киберпанка. Кстати, «Бегущий по лезвию» в одной важной теме, помимо визуальной, совпадает с Human Revolution — теме взаимоотношений создателя и его творений.

Игра, естественно, не знает ответа, сколько человеческого может остаться в душе человека, тело которого почти полностью стало искусственным. Но она наглядно показывает, что во всяком случае во внешних проявлениях ничего не меняется — героев Human Revolution, если не брать во внимание ведомого чувством вины и желанием мести Адама, в основном двигают вперед их амбиции.

Deus Ex хорош, прежде всего, тем, что не говорит с игроком на его языке (blah blah blah secret base), его персонажи разговаривают так, как должны разговаривать люди их положения и социального статуса. В ход идут социальные, психологические и научные теории. Картина дополняется электронными книгами и письмами. В мир Deus Ex очень легко поверить, гораздо проще, чем во вселенную последних игр Call of Duty с ее вроде бы натуральными, но больше пародийными конфликтами. Война корпораций, подложку которой нам, обычным обывателям, увидеть никогда не удастся, идет и сейчас, в Deus Ex она лишь приукрашена романтикой техно-ренессанса и греческих мифов. Во многом по тем же причинам так популярна была вампирская, простите, сага Bloodlines — обычным людям приятно думать, что где-то рядом с ним, незаметно, вершатся судьбы мира, и что они могут принять в этом участие, прожить насыщенную вторую жизнь в перерывах между рутинной офисной.

Конечно, в Human Revolution полно небрежностей, нарушающих целостность мира — ведущие туда, куда нужно игроку, а не туда, куда надо, воздуховоды, не стреляющие ружья, заранее срежессированные сцены, не дающие права голоса, пресловутый бог из машины, в конце концов. Обычные вещи, которых не нужно бояться, потому что Human Revolution — явно самая серьезная в плане сюжета и вообще одиночной кампании игра года, а то и ближайших, например, пяти лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *