С первого взгляда Fable 3 похож на серию Sims — здешние обитатели по любому поводу корчат такие вот рожицы и гипертрофированно реагируют на все внешние раздражители, переигрывая, словно выпускник театрального училища, получивший роль елки. Путей взаимодействия с этими ребятами у главного героя, по сути, всего два — совершать дружественные, вроде игры в ладушки, или раздражающие действия, вроде отрыжки в лицо собеседника. Говорить с жителями волшебной страны фактически нельзя, впрочем главный герой вообще тип неразговорчивый, предпочитающий вербальному общению невербальные, но более эффективные методы воздействия: например, пригрозить кулаком заставшей его с другой жене. Разводиться, кстати, в кукольном мире Fable почти так же накладно, как и в реальности — вздорная баба забирает себе половину денег от продажи общего жилья.
«How to make someone like you: go up to them and press A How to make a friend: press A, press A, press A, press and hold A, press A watch animation How to make a lover: press A, press and hold A, press A, press A, press and hold A, press and hold A, press and hold A, press A, press A, press and hold A Just follow the gold trail in front of your character and press and hold A…», — пишет поставивший Fable 3 1 балл пользователь «Метакритика» sirmikon.
Заметно, что Fable 3 создавался людьми, которые, как небезызвестная Дженнифер Хеплер, не столько любят играть в приключенческую игру, простите за тавтологию, сколько в дочки-матери. Утрированное сравнение, но и мир Fable утрирован там, где не гипертрофирован. Fable 3, конечно, сохраняет основные черты ролевой игры, но всю его боевую часть без труда можно пройти с завязанными глазами, попеременно нажимая на правую и левую кнопки мыши (рычаги геймпада). На самом деле и все остальное — покупка домов и магазинов, отношения, менеджмент — такое же двукнопочное. Хармс, будь он живой, мог бы охарактеризовать Fable 3 как игру для детей и дураков. Это было бы правдой, не существуй в природе «Фейсбука» и игр для него.
«The screen tells you what button to press. When you press it, you have to watch a super-boring animation and then you are rewarded with being able to progress to the next stupid thing», — по отзыву sirmikon можно в общих чертах понять, почему средний балл у PC-версии Fable 3 несколько ниже, чем у консольной.
Питер Молинье последовательно стремился к тому, чтобы создать игру своей мечты, за что заслуживает уважения. Fable 3 мало похожа на конечную точку пути к этой мечте. Но главное уже просматривается: игра дарует возможность самостоятельного выбора, причем правильного решения не существует. Однако пока что это — самостоятельный выбор героя анимационного фильма для детей. Гораздо лучше вся эта взрослая серьезность смотрелась бы где-нибудь в Deus Ex.
В блоге, простите, Артемия Лебедева, есть рубрика, в которой он отвечает на идиотские вопросы. Всякий раз в ней находится место двум совсем дурацким письмам, авторы которых с разных сторон описывают одну ситуацию, причем фактически и решают проблему друг друга. Оцените иронию — совершенно прямолинейная детская сказка пугает игрока, показывая ему, что при любом исходе он злодей и изверг, в то время как «взрослые» ролевые игры дают сделать преимущественно эстетический, ни на что не влияющий выбор между светлой и темной стороной. Надеюсь, что творческий путь Молинье не закончится на Fable 3, и к следующей части, что сомнительно, конечно, Fable станет полноценной игрой, которую, наконец, воспримут всерьез. Либо положительные черты Fable наконец разглядит кто-то из других разработчиков. Человек может мечтать…